Мототуризм - Алтай - 2013



Действующие лица:

Вася - Василий Вегера

Саша - Александр Богданов

Я - Александр Штрауб

"Мы трогаемся в путь ища новых впечатлений, физических нагрузок, сильных ощущений, свежего воздуха, глотка свободы.

В этом походе впечатления, как-то очень быстро просто зашкалили - и погода разнообразная, и дороги, и пейзажи. Мотоцикл вообще ускоряет и усиливает всё это невероятно!

Я ехал и думал, что это средство транспорта как раз где-то посредине между человек с рюкзаком-навьюченный всадник-гружёный МОТОЦИКЛ-автомобиль-поезд-самолёт. Идеальный баланс проходимости, скорости, комфорта, даёт максимальные впечатления, не малые, но не предельные физические нагрузки и сказочное ощущение свободы.

И Алтай! сколько лет езжу, он удивляет снова ВСЕГДА, он бесконечно разнообразен, в каждой своей долине. Не успеваешь привыкнуть, как через 30-50 километров он изменяется до неузнаваемости. От мягкой зелени смешанных лесов средних широт, спокойных рек бескрайних и округлых холмов предгорий, незаметно попадаешь в мрачноватую, сырую, заболоченную, замшелую, заваленную буреломами тайгу. И через 50 км неожиданно оказываешься в совершенно выгоревшей на солнце степи, высохшей от сотворенья мира, ровной как стол, с древними курганами, каменными идолами, горячим ветром, верблюдами, солончаками. В обрамлении древних, разрушенных каменных зубцов, самого причудливого профиля. И над всем этим, возвышаются гордые остроконечные пики, увенчанные ослепительно сверкающими на солнце никогда не тающими ледниками. Алтай - это целая планета. Особый мир. И лёгкий эндуро делает всё это близким и доступным.

С 1994 года, почти каждый год, а иногда и по два раза, я летал на Алтай самолётом, лазил с рюкзаком по ледникам и перевалам, много-много ездил на машинах, лошадях, сплавлялся по рекам, и он всегда меня удивлял, и я не видел ещё и половины"

Александр Богданов





Суббота, 2013.06.15.

День 1. 70 км от Нска. Встретили группу велосипедистов из Польши. Человек 30, не меньше с ногами лютых качков, ибо за спиной у них шесть тыщ километров, Монголия и прочие радости. Мой ответ на вопрос "сколько км мы делаем в день" вызывает у парня улыбку на лице - "это мы столько проезжаем в день на велосипедах!" Стало как-то неудобно. Но мы на рекорды не претендуем, поэтому просто развел руками. Хвалился он еще своим "гусем", почующим в гараже на родине. Тут же сфотографировались. На том и разошлись.

Саша - "Ко мне подъехал высокий крепкий парень, и спросил - ты русский? странное ощущение, когда тебя, вообще никогда не бывшего за границей, в нескольких километрах от родного города, спрашивают, русский ли ты? Я слегка опешил и даже затруднился с ответом :)"

Позже в дороге при таких коротких встречах, понимаешь, что имена людей не слишком важны. Куда важней взглянуть человеку в лицо, глаза, узнать откуда он едет и куда, что у него происходит и какие эмоции испытывает... поэтому имена не запоминались.

Саша - "Имена порой забываются, а людей помнишь"

Пообедали в придорожном кафе в р-не Кирзы. Кафе более чем посредственное, поэтому если предстоит есть на этой дороге - лучше заранее сориентироваться где делать это.

Никак не можем набрать больше 70 по трассе - Васю переставляет. Навигаторы и треки есть у всех, Саша едет вперед Я предлагаю стравить давление в заднем колесе, т.к. на ощупь покрышка просто деревянная. Вроде получше. Через 40 мин догоняем Сашу, любезно остановившегося покурить. Местные шпингалеты на китайских драндулясах обеспечили эскорт до окраины села.

Саша - "Я шёл 90-100, иначе засыпал. Дороги там довольно однообразные, равнина, сёла, перелески Стоило немного остановится, и местные комары взбодрили меня мгновенно, там реально - штаны расстегнуть страшно! Какое счастье, что чуть дальше в горы и комары исчезают абсолютно! Ещё один феномен Алтая"

Ночевали за Алейском, предварительно осмотрев супермаркет-мотель (!) "Мария-Ра".и затарившись булками хлеба поехали кормить комаров с сторону ближайшей речушки. Закапал дождик.

Саша - "Место было красивым и чистым, в хорошую погоду почти райским, а ведь совсем рядом с городом. У нас вокруг Новосибирска километров на 100 всё напрочь застроено или превращено в помойку"

Утро. Небо пасмурное, дождь, прохладно, голова ясная. Грунтовка раскисла. Грязевые процедуры с непривычно нагруженным мотом при выезде на трассу вызвали ломоту в еще сонных руках и оставили неоднозначный настрой на день грядущий.

Саша - "Даже приятно было засыпать под шум дождя, а с утра 700 метров напрочь раскисшей за ночь грунтовки резко поубавили энтузиазма, потом втянулись"

Тянем ленточку асфальта сквозь запотевшее стекло. Асфальт меняется грунтовкой. Фотосессия с закосом под жителей Елбанки.

Нижнеозерное: здесь нас ждет участок чернозема 20 км, обильно сдобренного влагой. "Мы из Елбанки" - по дороге не едем, все сторонкой по травке. На мою долю вышло три падения и на Васину столько же. Саша отделался испугом - на середине пути в чистейшем поле под проливным дождем глохнет и не заводится мот.... перелил. Курим. С облегчением выползаем на пригорок с которого видим край Новообинки. По сухой погоде такая дорога сплошное удовольствие, в дождь - полная противоположность.

Саша - "Мне казалось что эта дорога никогда не кончится, горизонт терялся в низких тучах, пелене дождя, и тумана. По дороге ехать было вообще не реально, даже на Васиной злой Хайденау, даже пересечь её и не упасть - уже удача. Пробирались по травке, серёдкой, обочинами. Травка порой была выше руля, или прямо по вспаханному полю, хоть и тянул с трудом, но шел ровнее"

"Фестиваль" (или его последствия) в Солонешном пропускаем, настроение не то. Под аккомпанементы капель дождя набираем высоту и вплываем в туман. Предгорья окутаны тягучим пространством. То ли глухо, то ли тихо. Раскисшая грунтовка. Из тумана навстречу выплывают трактора - тащут лес. Вверх, вниз. Влево, вправо. Полная концентрация...

Саша - "Я с той стороны никогда не заезжал в Алтай, пейзажи потрясающие"

Еще вчера звонил Косте - ждет сегодня нас к обеду, а время уже к пяти. Звоню - он нас уже потерял - "мы в Топольном, скоро будем". Теперь моя очередь страдать от синдрома "заячьей ноздри" - на ровном месте глохнет мот и не заводится. Это мы уже проходили, дело кончилось заменой датчика положения коленвала, что в данный момент совсем ни к чему. Заурчал, отлегло. Летим в Ануй - там нас ждет баня, сухая постель, домик с печкой, забор и перила, на которых можно посушиться.

Саша - "Пришёл наглый рыжий кот, и ходил за нами как привязанный. Поел из всех наших мисок, повалялся на всех кроватях, посидел у всех на коленях, и даже полежал на сиденьях мотоциклов! Вёл себя как "х". Костя нам отнюдь не навязывался, выглядел, на первый взгляд, чудаковатым деревенским одиночкой, что оказалось абсолютно не верным. Умный и интеллигентный парень, просто "болеет" Алтаем и своей пещерой, долго работал инструктором, водил туристов в заповеднике в Яйлю на Телецком, сплавлялся по рекам, а теперь нашёл свою пещеру. Семья у него в Барнауле, а он по восемь месяцев в году в горах. Довольно ухоженный дом, усадьба, я бы сказал, Нива и УАЗ "буханка". Много людей приезжает ото всюду, просто друзья навещают. К нему от Барнаула сгонять на выходные запросто. Охота, рыбалка, и его пещера. Когда он в пещере, или говорит о пещере - аж глаза светятся! Он вообще много интересного рассказал про Алтай. Кажется, Алтай захватил его навсегда, он сделал свой выбор, я ему сильно завидую в чем-то"

С утра беремся за мойку и профилактику, работая сначала инструментом типа "палочка". Вспоминая Ростовские места, про себя думаю - кощунство такой вот водичкой мотоцикл от грязи мыть. Костя на крылечке бани - "ну что, в пещеры или на водопады?". Слово за слово, становится понятно, что Музейная пещера для Кости - второй дом (если не первый) и мы соглашаемся на интереснейшее погружение: спуск, шкуродер, массажный стол. Мы на глубине 40 м. "Это в эту щель мне ползти?! я туда не пролезу!", "голову поверни, руку вперед", "а здесь кристаллы растут под углом", "в этом гроте мы уже были"... пара часов пролетают как 20 мин, где верх, где низ? Еще пока помню, что вроде бы день. Воздух чистый, необычный, легкое головокружение. Пару сувениров Костя берет для знакомой, которая ведет экскурсии в Денисовой пещере. "Ну что, обратно? Сейчас почувствуете разницу с воздухом на улице". Действительно,.не смотря на то, что дождя не было, выходя из пещеры ощущения такие же, когда сходишь с трапа самолета в аэропорту Бангкока... Через 15 мин миловидная, приятно пахнущая девушка отточенным словом сервирует наши подземные впечатления плодами научных изысканий теоретиков и исследователей истории Денисовой пещеры.

Вечер закрываем у Кости на кухне жареной картошкой под темные и светлые сорта пенного.

Саша - "Пещера вообще была сюрпризом, я столько лет отдавший горам и льпинизму, никогда не лазил в пещеры. Ну там в Абхазии ходил в Новоафонскую, дак там метро с вагонами, ну ещё затоптанную и освещённую Талдинскую на Алтае, я люблю простор и воздух, высоту. А тут энтузиазм Кости-проводника, что ли, и его знания - было безумно интересно.

В меру полазили, поползали, пофотали. Фотик, кстати, стал похож на кусок глины, ничего, он у меня бывалый.

Костя сразу выдал специальные комбезы, обвязки, каски, фонари, перчатки, грамотно обеспечивал страховку - профи!. И много рассказывал. В одном месте там на полочке фигурки из глины, глина там подходящая для лепки, Каждая фигурка неповторима. Костя говорит почти каждая группа одну оставляет, так вот, этих фигурок наверно сотня. Это сколько ж людей он там провёл! А его всё прёт, глаза блестят, увлечён человек. Я там себя лет на двадцать моложе почувствовал, как когда ещё ходил в горы активно, есть такой эффект, Костя говорит, воздух тут особый, но мне кажется, тело просто вспомнило навыки скалолаза.

Денисова пещера произвела очень странное впечатление. Само ВРЕМЯ лежало передо мной, спрессованное в тоненькие разноцветные слои. Светлые, тёмные, серые, тонкие и потолще, ровно уходили вглубь на 20 метров и скрывались во мраке, тысячи лет, СОТНИ ТЫСЯЧ! Это какой то карман вне времени. Вокруг стояли джунгли, бродили шерсистые носороги и гиены размером с телёнка, и первые люди-не люди искали тепла и защиты под этими сводами. Точили каменные наконечники, жарили мясо, потом уходили в никуда, и место занимали звери. И снова приходили люди, другие люди, с конями и вьюками, луками и бронзовыми ножами. И опять уходили, чтобы жить сражаться и умирать.

Сотни неизвестных племён, тысячи людей ненайденных рас, сотни тысяч лет. Под этими сводами. У меня мороз по коже заходил.

От девочки вообще неизвестной расы осталась только фаланга пальца. Проходящие скифы похоронили ребёнка, красные партизаны устроили склад оружия, Рерих сказал, что "место сильное". Там копают уже 15 лет, и дна всё не нашли. Я видел время, оно стало материально. Я видел"

День 4. С Костей и его котом распрощавшись, отправились в сторону Усть-Коксы. В этот раз несоответствие действительности ожидаемому было скорее приятным сюрпризом - всю пыль, о которой писал Оутлэндер, прибило, а вместе с ней и пограничников. Уж чем они там потешались в военном Урале на обочине, который из нас всех заприметил только Вася, нам неизвестно. В Коксе не задерживались, сразу рванули на Красную гору. Показавшийся где-то на горизонте просвет не наполнил глаза ясным светом и вместе с нами погрузился в серую сырость. Наши же запалы горели ярче клинков джедаев, освещая путь к вершине. Дождь, туман, коровы, кони, сугробы. Мот по снегу не едет, тем более в гору. Толкаем. Еду коряво - работаю на камеру, вечно падаю и буксую. Колею натоптали - третий влетел без посторонней помощи.

В конце концов упираемся в непролазные сугробы. Принимаем решение на ночевку встать здесь, место удобное - недалеко бежит горный ручей, а до озера - 800 м - прогуляться пешком. Идем, наслаждаемся тундрой - "как с обложки конфеты Мишка в Лесу". Однако вскоре обнаруженные медвежьи следы запускают необратимые процессы в наших умах. Шутки еще звучат, однако в руках у Васи появляется палка, а семечки прячутся в карман, уступая место сигарете.

Озеро во льду, с краев только подтаяло. Домики открыты настежь, разбросан всякий хлам... почему-то запомнились ложки в большом количестве. Сфотографировались. Темнеет. Спускаемся, ставим палатки и наслаждаемся апокалиптичным закатом.

Дров вокруг много, костер будет ярким. Развешивая носки по периметру, не забываем принимать так называемый "пюре" с "тушенка", а разговоры все о косолапом... Саша, убедившись, что костер мы с Васей палим еще как минимум час, валит в палатку в надежде на крепкий и здоровый сон: "ну если медведь придет - выскакиваю из палатки, резко завожу мот - пусть боится!".

Кедровые дровишки горят бодро, толстое бревно одно, остальное можно сказать хворост. Понимаю, что костер всю ночь все равно гореть не будет, напутствую Васе о том, что непременно нужно сжечь нашу "лавку". Иду в палатку, бадяжу спирта, втыкаю наушники и с мыслью "схвачу газовый баллон, сделаю дыру ножом и будет у меня огнемет" погружаюсь в дремоту, изредка нарушаемую чрезмерно ярким свечением сквозь полог палатки.

Саша - "Место было совершенно диким, а тут ещё очень свежие и очень отчётливые следы, я бы не напрягался, будь это в августе, а тут реально только ранняя-ранняя весна. Кругом подтаявшие сугробы, первые ростки и листочки, и это почти в июле!

Медведь по весне худой и злой. В общем мысль о медведях было ОЧЕНЬ трудно выгнать из головы. А какой был фантастический закат, и ночь была тёплая, но надо, наверно что-то возить с собой, типа ракетницы или фальшвеера, что ли. Или хоть фейрверк новогодний, а то стрёмно в туалет отойти даже днём"

Утром обнаруживаю палатку всю в пепле и с душком "а-ля копченая рыба", кусок "лавки" еще тлеет. Судя по тому, сколько времени Васе понадобилось для того чтобы уверовать в идею о "медведе, непременно запутавшемся в его палатке при нападении", Вася будет спать до обеда. Так дело не пойдет - "Кофе остывает! Подъем!!!"

Сборы, спуск. А вот теперь красота. Погода наладилась, пейзажи открылись. Едем, шары лупим направо и налево.

В Коксе быстро облились на мойке. Скромная девчонка с мойки не обманула - в кафе Элегия покушали вкусно и недорого.

Саша - "Облились реально, и моты и себя из Кархера. Погода стала супер, снимал тяговую звезду, потерял головку на 10, купил какой то странный трёхголовый ключ, но ничего. Вообще контрасты странные, ещё час назад ты в глухой тайге с медведями, сугробы, по ощущениям - конец марта, мешаешь тушёнку с сухой картошкой, и тут уже в ресторане, сухой асфальт, чуть ли не пробки на дороге, середина лета девушки в лёгких платьях, официантки - что желаете?"

Далее был музей Рериха, в котором я чуть не заплакал, так покаянно читала курс Экскурсовод.

Саша - "Дааа, место прям какое то благое, светлое, и бабушка просветлённая такая, но видно что тщательно и с трудом скрывает свою полную "рерихнутость", что б турист не шарахался сразу. Вообще Рерихов очень уважаю. Что-то такое они поняли, чего мы никак не можем, и жили так"

В Тюнгуре осели в Высотнике с "горной темой", о которой Саша может говорить долго, действительно интересно и не понаслышке. Пиво не хочу, лечу в деревню за молоком. По дороге две добрейшей души женщины подарили булку хлеба и снабдили информацией о том, как не купить разбавленного молока...

- Хозяйка, говорят молоко у вас вкусное. Нальете?

- Да, как раз насепарировала.

- А мне бы парного, можно?

пауза, замешательство...

- Можно.

(75 р полторашка)

Утром будут мюсли с деревенским молоком.

Саша - "С "Высотником" у меня связано много светлых воспоминаний, хоть 10 лет там не был, а как-то всё вспомнилось отчётливо, атмосфера тогда была другая, там люди были другие, те, что нацелились на Белуху, тогда не было коммерческих групп, но были спортивные команды, там другая атмосфера. А сейчас пограничники закрыли "классический" маршрут, дико как-то, и база стала совсем "мажорской", почти как в Чемале. Толстые ленивые люди с вечно полусонным выражением на лице, уставшие от безделья, обжорства и тряски в автомобилях, москвичи, иностранцы, все в дорогущем крутом снаряжении от ботинок до кепок, кругом коттеджи с бассейнами и дущем, толстые старые тётки с фотоаппаратами, жизнь лениво крутится вокруг бара-столовой, кормят плохо и дико дорого, вряд ли когда там остановлюсь ещё"


День 6. Батарейки заряжены, Солнце давно над горизонтом, обещает летнее настроение.

Отоспавшись завтракаем, быстро собираемся и с трепетом выдвигаемся из Тюнгура.

Подползаем к первому броду. Сердце греет мысль, что запасная обувь у меня берцы - не придется мочить мотоботы. Пытаюсь замотаться еще и в мусорные мешки, но это бесполезно. (В дальнейшем используем мусорные мешки на сухой носок в уже промокшую обувь. Маленькая затаенная надежда на все хорошее - сухая материя облегающая ногу - это уже радость, а возможность избежать контакта с холодным и мокрым башмаком - почти восторг.)

Иду в разведку, ищу траекторию. Ноги ломит лед, через какое то время сменяясь теплом от прилива крови. Саша натягивает кроссовки, Вася сланцы... сланцы?! Какое то время уходит на то, чтобы убедить Васю в необходимости использования штатной экипировки здравомыслящего туриста. Однако в дальнейшем отвращение к мокрым ботинкам над Васей верх все же возымеет и будет он нам демонстрировать чудеса эквилибристики...

Моты разгрузили, перевели. Черт не страшен вовсе оказался, но на обратной дороге Сашу подкосил и чуть было не отобрал мотобот.

Саша - "...первый брод по щиколотку, второй по колено, ...ага щас..., моты то, да, перевели, втроём нормально, но на третьем заходе с грузом, то ли вымотался, сбил дыхалку, то ли траекторию не угадал, но меня смыло, реально искупался, и нёс то уже остатки, один ботинок поплыл, и быстро, но я за ним не нырнул и поймал, по полведра в каждом, стоило разуваться?, в ботах бы теплее было переходить но было тогда жарко на солнце. Оставил всё как есть мокрое, не стал переодеваться, сел и поехал в общем"

На развилке поперли в гору. Тропки не видно, у Сашки уже стоит тяговая звезда, а вот Рейд не тянет вовсе ... Кувыркаюсь и упражняюсь в становой тяге. Злюсь на себя, что не нарисовал подробный трек серпантина. Приходится смириться с потерей времени, разбрелись в поисках приемлемого подъема, ходим кругами. Вася с Сашей взобравшись идут мне на помощь.

Саша - "Да, знак "приграничная зона" чуть не проехали, и не ушли "низом", о чём предупреждали на форуме, но Саня быстро сориентировался, полезли вверх, оказалось не просто, угол почти критичный для гружёного мота, а все эти загрузки - разгрузки как-то долго и муторно, ну у меня то ладно, сумки на одной пряжке, но бегать с грузом...

Вообще весь маршрут не разгружались, только в бродах, да и то с грузом меньше бы сносило, хотя парусность бы увеличилась, вообще там главная проблема не столько в глубине воды и крупных камнях на дне, сколько в очень мощном течении. Вода бьёт в бок мота, получается высокий бурун, мот просто сносит нафиг и тебя с ним.

В общем легли по разу-два, оставили моты, пошли искать тропу, а тропы нет. По логу вроде поположе, но там всё заросло нафиг. Бурьян, кусты, кочки, камни и никаких следов.

Довольно быстро наткнулся на свежую тропку со следами подков, пошёл по ней, для мотоцикла круто, местами торчат крупные камни, которые конь перешагивает, а мот на таком угле подъёма просто опрокинет, но тропа выводит на полочку, со следами типа две заросшие колеи. Похоже на старую джиперскую дорогу от прорыва 2006 года. Прохожу вперёд метров на 800, идёт явная тропка, вроде оно. Ииду назад, ищу как же джиперы то спустились, вроде по логу, но там всё напрочь заросло, решаю что единственный реальный путь подъёма - траверсом по склону, с набором высоты, возможно зигзагом. Парни побродив внизу, меня не дождались и каждый начал штурм самостоятельно, спускаясь видел - накувыркались оба и вернулись почти к исходным, набрав правда метров 100 высоты. Показал что есть тропа, надо как-то залезть. Потом Вася побродив, завёл мот и отчаянным рывком, таки вылез траверсом, проломив кусты у самой тропы. Потом я.

Местами толкали вдвоём-втроём, груз не снимали. Саня рвался труднее всех, тяги не хватало у его Рейда, ходом на скорости не пройдёшь, кочка - и пока, да и разогнаться негде, а с низов движок не тянет вверх, выбираешь оптимальный угол подъёма и тягу газом, дак ещё и кочки и камни и кусты. Короче выложились мы на этом подъёме капитально, по мне так самое тяжёлое место было. И, конечно надо с разведкой подальше и тщательней и с рациями, и командой, дружно. Рации были, но никто их не брал почему-то, в общем сходу влетели. Пыхтим. Я по молодости с мешком цемента на девятый этаж бегал, так похоже... только годы уже не те... Сидим на полке и тут пошёл дождь...

Да, выложились мы на том подъёме сильно, руки тряслись конкретно, и голова что-то кружилась временами. А на дальше полке рулём и газом надо управлять ювелирно, а руки трясутся, блин, и дыхалка, как будто мот на тебе едет. И не позволяй себе в руль вцеплятся мёртвой хваткой со страху, управляемость сильно хуже. Тише! Тише! Мяче, расслабься, выпрями спину, следи за дыханием, тыр-тыр-тыр. Едем, едем, стоп, стоим, дышим, пальчиками шевелим, пейзажами любуемся... потихоньку, тыр-тыр-тыр...

Полка сама по себе не сахар, сначала со страху все "осминожили" левой ногой, потом привыкли. Там камни крупные есть, если передок сойдёт - вообще, наверно хана. А вот заднее колесо срывало с тропы пару раз. Мот ложится почти поперёк тропы на двигатель и заднее надо руками вытащить и поставить снова на тропу. А мот с грузом и высота и влажность, тяжело в общем. На ходу руки забиваются мгновенно и начинает колбасить от напряжения, это опасно. Чаще останавливаюсь выравниваю дыхание, расслабляю руки, дождь становится ливнем, наверно в самом крутом месте. С перепугу даже кладём моты на склон и прячемся под полиэтилен, но настроение какое-то бесшабашно боевое. Реально круть кругом, и мы по этому едем, между землёй и небом где-то, облака ниже нас, жуем что-то, дождь слегка стихает, видимость чуть улучшается, едем, и полка наконец кончается, да там бы, да в хорошую погоду! ... да не, всё равно стрёмно..."

Снимаю куртку, все равно что искупался, мокрый насквозь. Еще пара рывков и вылезли на тропку.

Не то, чтобы сильно страшно, скорее неприятно… или уже не важно? Станет важно. Когда зачем-то буду объезжать камень, который лежит на тропе и мот чуть не уедет вниз, когда наползет туча и опять пойдет дождь. Ну что за проклятье! Сидим под пленкой, жуем пряники. Льет не сильно. Ползем. Борюсь с желанием ощутить чувство полета вместо напряжения в руках. Иногда думаешь, где эта граница желаемого и разумного? Отважная часть закончилась, началась изнуряющая. Кусты, много. Мокрые. Заваленная сосна вносит разнообразие - пилим. Немного погодя Вася решает что одной вмятины на баке ему мало и лихо извернувшись прикладывает мот о камни на правый бок. Бак не пробил, но от мокрых кустов отвлеклись.

Часам к пяти дотягиваем до второго брода с надеждой быстрой и легкой наживы. Смотрим. Не могу себя понять. Быстро бегущая вода вводит в гипнотический ступор. Лезу в разведку. Почти смывает. Успеваю вылезти на берег. Еще не один раз будем прикидывать, можно ли провести моты вброд, но в конце концов откажемся от этой идеи.

Решаем ставить лагерь, может утром вода поменьше будет. Опять накрапывает. На форуме писали про мост вверх по течению - разведка показала что есть нечто подобное, но по нему и ходить-то страшно... если только ты не в сланцах.

Ужинаем, прикидываем возможную переправу. К импровизированному рыбному супу принимаем согревающее. Сочная луковица пришлась кстати. Но Васе спирт не понравился и через 5 мин он решил его выплюнуть. Потом еще раз выплюнул и с горькой миной сообщил о том, что он невкусный. Позже я еще несколько раз подскакивал к Васе с бутылкой прозрачной жидкости и навязчиво интересовался, не изменил ли он свое отношение к СПИРТУ!!!

Саша - "Увидел реку и даже как-то растерялся. Жуть, прёт вода бешено, рёв, грохот, пар валит. А Саня полез сходу брод мерить. Следы брода, да были. Саню смыло нафиг, я даже снять толком не успел, Он резко пошёл в воду, я и испугаться не успел, он каким-то отчаянным рывком нырнул в сторону берега и выскочил, искупался с головой наверно. Я всегда на бродах напрягался, а он сходит, и говорит - пройдём, и всегда проходили, второй год уже ездим. А тут вылазит и говорит - глухо, смоет нафиг, и мы как-то загрустили, назад ехать вообще тоска, был бы нормальный выезд я бы точно вернулся, но позади то такое!!! Поставили лагерь, костёр зачем-то, сверху льёт нехило, туман кругом, река грохочет. Мокрые напрочь, сушиться нереально. Пошли вверх-вниз по течению. Нету шансов. Где поуже - там глубже, и съездов выездов нету, обрывы, буреломы. Нашли хилый мостик, метров 300 выше брода, и, похоже, пару старых смытых.

По мостику пройти можно, но без груза, и даже велик не перекатишь. Надеялись, может с утра вода спадёт и проскочим.

Поели, выпили. Спирт не пил лет 15 наверно, но настроение как-то поднялось, да и спать.

Проснулся где-то в пять. Хмуро, дождик, глянул на реку... бесполезно, всю ночь лило, ужОс. Саню позвал, деликатно. Не отвечает, давай стучать по палатке, не отвечает, заглядываю - пусто. Вообще ничё не понял, они всегда позже меня вставали, как это пусто??? была даже мысль - полез опять брод мерить и утонул нафиг.

Я к броду. Не, смотрю бредёт вдоль речки, обутый одетый и грустный. Подошли к броду, он опять сказал - глухо. Понятно..."

Беспокойство и желание уже решить вопрос с бродом не дают мне долго спать. Подавив кислую дрожь на спине, с решимостью засунул ноги в мокрые берцы, напялил куртку и прошелся вдоль берега, прикидывая где валить лес. В это время Саша и поражаелся тому, какой крепкий и здоровый у меня сон, пытаясь достучаться сковзь полог палатки. Завтракаем гречкой, еще раз порываемся на брод с ходу... ну нафиг. Пробуем натянуть веревку, но это тоже не внушает доверия.

Саша - "Тут что-то меня дёрнуло попытаться навесную навесить, опыт был когда-то, верёвка была в сумке, 20 метров альпинистской 10ки, три карабина, блок и зажим, всё взял "на всякий". Узлы и технологию натягивания ещё помню, так же помню, что натянуть нормально туго очень не просто. Выбираем место, чтоб спуск был и выкат, рассчитываю как что, Саня идёт на тот берег, бросаю ему верёвку с карабином. Но там только довольно чахлые деревца, до толстых верёвки не хватает, ещё ведь и "удочку" надо тянуть мот. Короче тянули-тянули, зажим заело, он какой то мудрёной системы, я такими не пользовался. Зацепил по старинке на схватывающий, тот держит, но тянуть туго, да и кусты на той стороне пружинят и гнутся, в общем никак. Груз можно нормально переправить, может и человека, а вот мот - вряд ли.

Рискованно слишком, бросили это дело, взял бы 40 метров верёвку, да жумар нормальный, может и прошло бы."

В конце концов приходим к решению усилить имеющийся мост, повалив несколько берез. Затея, изначально казавшаяся самой муторной, на деле дала результаты и через 2 часа мы сделали отличную переправу, которой также воспользовалась встречная пара велотуристов.

Саша - "Остался один выход, рубить мост. Лучше рядом со старым. Топор был, пила цепная. Топор, кстати, в первый раз взял, всегда же на газе готовим и взял скорее как молоток для ударно йотвертки - давно ее вожу. Встряли как-то - карбюратор разобрать не могли, промыть, всё прикипело, стал возить отвёртку ударную, класс! Но недавно как-то на выезде камня поблизости не нашли, нечем бить было. Молоток возить, как-то уж слишком, хотя Вася вон возит. А топорик самое то, универсальная вещь. В машине всегда ездит, ну и сунул в сумку.

Не понятно было какой толщины ствол мы сможем сдвинуть если повалим, и сколько он выдержит. Ну положили средненькую берёзку. Сразу через реку легла. Укоротили, перетащили, положили рядом с мостиком, прошлись - нормально. И дело пошло. Три берёзки в виде жёлоба, рядом с мостиком, что уже был. Верёвку порезали, всё связали. Пара часов, и порядок. Речка не широкая же. Перекатили моты, без проблем: по старому мостику шли, по новому катили. Вдвоём, чтоб не перегружать. Сразу как-то отлегло, да и дождик кончился. Пошли собирать лагерь. С той стороны пара велосипедистов, увидели, грохот воды, ничё не слышно, мы показали знаками, что выше есть переправа, пока палатки сняли, они уже тут. В возрасте, экип хороший, да тут говорят в сухой сезон может и вообще воды не быть в реке, мы тута ездили уже. Нуууу..."

Еще час - собрать манатки и мы с новой волной воодушевления продолжаем путь. Дальше все красиво и из разряда "раз-два-взяли"...

Саша - "Да, там по-своему интересно. Но как-то ехалось легче. То ли отдохнули, то ли накачались, но пошло легче. Да и не так много там осталось уже. И дождика нет. Вот и полочка каменная, а вот и надписи известные, сфотаться, хорошо прямо стало - прошли вроде. Сижу ржу и чувствую, что у меня этот смех уже на истерику похож, ха-ха-ха, ха-ха-ха... отпустило. "Мототуризьм-лучший отдых" !

Ребята, нефиг писать на скалах, ну 67год ладно, ну вон и Денисова пещера вся расписана, ну ладно 1911 год там есть, фиг с ними. Ну сейчас-то не надо а? Ну не как гопники же в подъездах?

Вот так мы и прошли Тюнгур-Иня, действительность, как обычно, превысила все ожидания"

Следующие 80 км до Акташа по трассе, мокрая одежда, дождь и ветер сделали меня похожим на персонажа одного из страшных импортных мультиков - кривило и корчило, зубы стучали, заминка с местом размещения и я начал психовать на Сашу, который как-то меньше парился по этому поводу и компенсировал неприятные моменты кизлярским с горла...

Большое спасибо хозяину базы "Чуйская долина", что не оставил на дороге в поздний час, уступил баню.

Жирный минус базе "Кочевник" за пьяного администратора, неохотно выползшего из бани, и продержавшего нас под дождем еще 40 мин, предложив затем коморку на втором этаже. Чмо самое натуральное.

Саша - "Да эта пьяная свинья вела себя как барин - типа, может пущу из милости, если очень попросите. Я не понял кто здесь отдыхающий?!

Очень хотелось стукнуть его пару раз головой об его баню, может я сам себя накрутил, может ему просто на всех насрать было, или ему просто хотелось не под дождь к каким-то отдыхающим, которые прутся и прутся и в дождь и всегда чего-то хотят, а хотелось в баню к своей водке и бабам. Но силой ничего не решалось, и хамить уборщицам, вахтёрам, продавцам, администраторам... как-то... оставалось капать ему на нервы, напоминать о себе, и я ездил за ним на моте по всей базе чуть не наезжая на пятки. Газовал, стоя возле домика администрации. Меня слегка трясло от сырости и усталости, и злости... была сухая одежда в сумке, был коньяк за пазухой, ну вот же уже вроде заселимся уже... Я уже просчитывал варианты типа "что нам будет если я его мокну пару раз в реку, а потом уеду..." Нервы не выдержали всё таки у нас и мы уехали, от греха...

Спасибо дядьке из "Чуйской долины", приютил, обогрел, поворчал, только, что грязь развели, ну да что делать... спасибо ему"

День 8. Желание ехать сегодня куда-либо напрочь отсутствует. Руки дрожат, спина вообще отказывает. За ночь ничего конечно не высохло. Дневаем. Радует, что дождя нет, ветерок, хмуро. Переселяемся в домик с верандой и печкой, которую тут же растапливаем и украшаем гирляндами, словно новогоднюю елку. Стираемся. С нежностью в душе мажем цепи. Саня боты штопает. Мы с Васей в магазин в Акташ пополнить провиант. Продавщицы хозмага с переполошным гомоном следят за немногочисленным отрядом выпускников, несущих венок к памятнику на главной площади. Покупаю кг соли - никто не сподобился взять маленькую баночку. По возвращению варим картошечку... со сливочным маслицем, с селедочкой, огурчиком и помидорчиком, свежим хлебом. К вечеру решаем проверить смелые уверения хозяина базы о возможности добраться до гейзерового озера на мото. Но и разгруженные ворочать нет никакого желания. Отгазовавшись на кочках и полежав за мостиком, с Васей глушим моты прямо на тропинке и пешедралим по следам Сани, дижестив в крови которого рвал в клочья и пни и бревна - мы "вАхуе". Поплутав по лесу с навигатором в примерном направлении, с грустью отметили, что дождь нам точно действует назло. На Гейзерово озеро все таки попали, но по отдельности. Трэк записывал, и потерял (. На ОСМе отрисовал примерное расположение правильной тропки и местоположение озера. На тропку главное зайти в правильном месте, дальше хорошо натоптано. По дороге есть красивое место, где деревья, их могучие корни, камни, земля сплетаются в одну композицию, прикрытую и украшеную мхом. Картинное зрелище. А вот на озеро лучше попасть в солнечную погоду.

По возвращению Саша с Васей отправились устанавливать межклассовое взаимодействие с ребятами на чоппере, спорте и дорожнике, заселившихся на базу в обед. Коэффициент поправки был установлен опытным путем с применением катализатора "Медовуха".

Саша - "Барнаульцы приехали все обмотанные как мумии, ярким цветным скотчем поверх пакетов на ногах, до пояса. Было очень смешно, я их спросил не слышали ли они про такое мегаинновационное изобретение как дождевик? поржали вместе, спорты-чопперы, чо... Озеро офигеть! просто офигеть, у меня рот открылся и не закрывался, пока не стемнело. Рядом ведь с шоссе! Такое чудо, и никто не слышал, а про сколько таких чудес я ещё не знаю, хоть и два десятка раз проезжал по этой трассе?! Алтай неисчерпаем!"

Глубокий вдох вечерней тишины - замечательный момент пути - столько уже проехали, много впечатлений и сколько всего впереди.

Утро солнечное. Жужжим в сторону Агача. Обгоняем пару велопутешественников. Встретим их на след день по дороге на Джазатор и уже тогда перекинемся парой слов. Они с Новокузнецка, едут на Теплый ключ. Характер пейзажей меняется стремительно. За 18 км до Агача сворачиваем по указателю "с верблюдом" и попадаем на юрточную базу Тыдту-Ярык. Действительно, обшарпанного вида верблюд придает антуражу колорит. Заранее созванивался с Андреем - администратором базы. Заселились без проблем.

Саша - "Название базы не то, что выговорить, запомнить не могу. Но заселились в натуральную юрту! Юрта там очень уместна, по пейзажу. И юрта - не новодел. Бывалая такая, потёртая, покочевавшая, с запахом шерсти. Чудо! Решётки каркаса на деревянных шпеньках, верёвки искусно сплетённые из конского волоса, замысловетое крепление свода и войлоков. Я рассматривал и фотографировал буквально каждый сантиметр древнейшей технологии.

Ночью, в полусне, было странное ощущение, что это моя юрта, в ней спят мои жёны и дети и вокруг пасётся мой скот, и сны были странными, очень..."

Время детское - нужно рвать на Карагемский перевал. Говорят там снег, не попадем. Верим, что снег.

Проезжая Белтир выхватил просто удручающие настроения - 100% Фоллаутовский пейзаж: пустынная местность, полуразрушенные хибары, свалка металлолома, дети, провожающие взглядом. В конце поселка останавливаюсь, чтобы сориентироваться по треку. Тут же к нам направляется некий персонаж: невысокого роста, крепкого телосложения, кожа сильно загорелая, лицо испещрено складками, разрез глаз и рта из какой то монгольской сказки. Перегар. Протягивает короткую крепкую руку, еле понимаю что спрашивает "куда едем?".Отвечаю "на Карагемский перевал". Чувствую, что задерживаться не стоит. Не давая разогнаться ему со своими вопросами, прошу указать верное направление, сверяя его с уже появившемся на карте треком. Тут же благодарю его, отчаливаем. Поначалу дорога позволяет ехать 40-50 км\ч, за вторым мостом больше 30 означает пахоту. У нас не кросс, к тому же хочется головой покрутить - глыбы уходящие в небо завораживают, по правую руку появляются марсианские пейзажи. Упираемся в реку, которую форсировать желания нет, но вскоре находим дорожку вверх по склону, которая позволяет нам подняться выше. Самая супер настоящая высокогорная дорога. Ручьи от таящих ледников. Ущелье. Зимник с кучами кизяков. За 4 км до перевала разрушенный мост. В принципе впечатлений и так много, да и дело к вечеру. Но мы с Васей через мост перетаскиваемся и едем в сторону перевала. Через 300 м упираемся в потоки воды. Извалявшись, разбив зеркало на Джебе, набрав воды в сумки Рейда, намекам внимаем и возвращаемся к мосту. За час вода поднялась. Саша кушает миндаль, курит сигарету. Он не пытается исправить природную тягу молодых умов, а лишь надеется на их благоразумность и правильную работу стоп сигнала. Навострили ветровики и покатились обратно.

Притопив на щебенке из Белтира успеваю заскочить в магазин в Ортолыке. Здесь люди совсем дружелюбные, опробовали мягкость посадки на Рейде, выдали полторашку молока и немного творога, спасибо сказали. Говорят можно на верблюдах здесь у кого то покататься, и еще - они не доятся )

В Юрте валяные коврики, запах шерсти. Очень самобытно. Этника. Бублики вместо хлеба. Кипячу молоко, варятся макароны. В наушниках The Bulgarian Voices - Angelite & Huun-Huur-Tu - Fly Fly My Sadness.

Андрей советует не топить сильно печку - будет жарко.

Саша - "Бельтир меня потряс ещё в прошлом году, и в этом, ехал и наслаждался"


День 10. Ввиду сложившейся ситуации с высокой водой и обилием снега, решаем - на Теплый ключ не поедем. В Джазаторе есть и бензин и тур база - ок.

Погодка шепчет. С пропусками решено - делать не надо. Если едешь в Джазатор, достаточно отметиться с паспортом на КПП.

Уже знаем, что один из мостов смыло - на месте определимся. В Агаче заливаемся подозрительно попахивающим девяносто вторым на заправках с современным убранством и зеленым оформлением. Плевались потом до самого Чике-Таман. Подгоны с неровной работой на холостых и при прогреве, сложный запуск после перелива, скорость не более 70 по трассе и черный нагар на сумках. Здравствуй неэтелированный бензин?

До поста основную щебенку разбавляем параллельным серпантином, где и догоняем вышеупомянутых новокузнечан. Перед постом знак "Стоп.Контроль". В ростовской четыре года назад за него просили полторашку. Стою, наблюдаю как вышагивает в нашу сторону пограничник. Паспорта сдали-получили. Дорога дрянь. Навстречу караван из лифтованного минивэна, джипов. Останавливаемся, перекидываемся парой слов. Экскурсовод, два раза спрашивает где наши машины и рекомендует пробовать брод ближе к устью реки.

Подъезжаем. На противоположной стороне "курят" легковушки. Забираем вправо по берегу, направляясь к устью, где вошкается уазик. Смотрим как форсирует - почти скрывает колесо. Переодеваюсь, приступаю к водным процедурам. Наметив траекторию, снимаю скарб. В самом глубоком месте, несмотря на движение по течению, все равно подтаскивает. Неприятно. Но все удачно. Один есть.

Солнышко играет в отражении брызг Сашиного Джеба. Мот глохнет на середине первого русла и не заводится. Выталкиваемся на островок и долго играем на нервах. А затем фонтаны вновь взмывают в небо.

Саша - "что было - так и не понял, заглох неожиданно, завёлся без проблем, но при малейшей попытке открутить газ, хоть на миллиметр, сразу глох. Воздушный фильтр был сухой и в боксе, разве что капля. В общем тарахтел так минут 10, ждал, а что делать, по щиколотку в воде на крошечном галечном островке посреди двух мощных потоков бурлящей мутной воды. Потом разгазовался потихоньку и поехал, но с перепугу газ не сбрасывал и получил холодный душ в лицо - накрыло с головой, но вырвался. Больше таких проблем не было"

На дороге появляется грейдер дорожников, подползает к реке, медленно в нее погружается и начинает что-то разгребать. Подкатываем к легковушкам - они вторые сутки у моста. Ладу пробовали тащить на троссе за Камазом, трос лопнул и водитель остался один на один с набегающей на лобовое стекло водой.

Монотонная езда, 40-50 км/ч по заметно улучшившейся дороге. Гипнотическое состояние. Высота 1600-1900. На живописной поляне с разлившейся рекой привал. Кончаем Васины бобы Хайнс, столько времени ждавших своего часа в банках, которые уже трещат по швам от вмятин.

Перед Джазатором нас ждет второй КПП. Покорно отвечаем на вкрадчивые вопросы - куда едем? у кого остановимся? на сколько дней? в пограничную зону? отметимся ли в поселке на заставе? - Ну если нужно, конечно отметимся. На заставе небритый Васин фейс незамедлительно спровоцировал проверку бдительности:

- "Василий Батькович, назовите дату рождения".

Васю врасплох не возьмешь - отчеканил.

- "Такая же как у меня" - улыбается в фуражке - "А что с пропусками?"

- "Да мы в гостевой дом Альберта..."

- "А кто у вас тут за старшего?"...

Руководителю группы полагается отдельного размера штраф и санкции, за несоблюдение режима группой - промелькнуло в разговоре уже по приезду к Альберту. "Можно было бы и настоять на том, что у нас равноправие и руководителя нет" - сморщив лоб подумал я, заодно пытаясь сообразить далеко ли от режимной зоны находимся.

У Альберта мы жили в шикарных апартаментах с оленьими рогами и ковром на стене, резной кроватью, замечательной печкой и альпийским пейзажем из окна на луг и снежные вершины. Вечером грелись в бане, тушили жаркое из говядины с картошкой.

Утром Альберт соблазнил нас - "Там в Карагемской долине виды неземной красоты, только с горы не спускайтесь - дней 20 назад полежал один мотоциклист, пришлось конями вытаскивать".

Не хотелось нам ни в бурных горных бродах купаться, ни в крутющие горы взбираться... А надо!

В сапог втекает вода и уже моментально оцениваешь, сколько натекло и высохнет ли до завтра. Иногда надобность в таких подсчетах быстро отпадает. Нотки легкой измученности звучат, при мысли о том, что ехать обратно придется по этим же камням - путь в Джазатор, живописные горизонты и высота местности размыли контрасты наших геройских устремлений. Сейчас согласились бы и на сухие проселки...

Одна нога на передней подножке, вторая на задней - так удобней на Рейде балансировать в гору, усыпанную вдобавок хорошими валунами. Идет только на средних оборотах, скорость получается великовата, но после Тюнгур-Иня страх крутых склонов значительно притупился, хотя мот скачет как шальной. На подъеме Саня, не замечая меня, проскакивает и, решив, что я ушел вперед, пытается догнать. Постояли с Васей возле дерева с ленточками, глазами посмотрели вокруг, поехали за Сашей. По ходу про этот спуск говорил Альберт, но вроде терпимо. Длинный, крутой, с валунами. А на верхушке еще и загзагом. Далеко уехал. Спускаемся. Вскоре показались оранжевые накидки на кофры, которые по трассе видно за 1-2 км, не меньше. Ковыряюсь с натяжителем цепи. Саша с Васей поехали в конец долины, чтобы посмотреть что там дальше и вскоре вернулись. Дальнейшее продвижение вглубь территории заменяем приключениями на обратной дороге. Как обычно, устроил представление для своих спутников - повалялся на подъеме, покупался в броде. Но, прибыв на базу обескуражились - Альберт, выслушав легенду, сообщил, что до указанного ранее блаженного места мы не доехали 1-2 км. Обкусали губы, откупорили полторашки и устроились сушиться и загорать на солнышке. Ранее обозначенную на этот же день обратную дорогу с радостью перенесли на утро следующего, трезво рассудив, что брод через "сломанный мост" будет проще. Момент начала возвращения отложен еще на чуть-чуть, мы в состоянии покоя и умиротворения. Можно покормить протухшими шпротами старого пса и измарать руки маслом китайской "табуретки", уже три года стоящей на приколе. Судя по тому, что озабоченного мототехникой подростка за это время не нашлось, то из мопеда в лучшем случае получится толковая телега.

Утро. Колю лед в тазике рукомойника, если бы не солнышко, было бы тоскливо. Быстро собираемся, приводим комнату в порядок. Альберт уже где-то по делам в своей деревне, расставляет знаки препинания. Скромный, но не простой мужик. Рассчитываюсь с хозяйкой. Спасибо!

"Стиральная доска" заставляет нас останавливаться три раза, прежде чем вошли во вкус. На переправе вода ниже, чем два дня ранее. Стоит палаточный лагерь дорожников. Русло расширили, чтобы снизить интенсивность, но мы все равно решаем форсировать ближе к устью. В этот раз обошлось без разведки и малой кровью. По дороге много встречных уазиков. После заставы до Агача кручу на полную, воображая себя участником Париж-Дакар.

Саша - "Да прекрасная дорога, интересная, ехал бы и ехал, и брод прошли легко как-то, с утра воды меньше и течение не такое уж. Я вообще был сильно удивлён, что до Джазатора прекрасная дорога, думал будеть "рубилово" на 200 км.

На Укок надо съездить, всё просто, но в августе, моты в прицеп и до Кош-Агача, а там полдороги, до сворота на Джазатор почти хайвэй, потом, до Тёплого Ключа терпимо, а сам перевал и дальше - не знаю, для джиперов может и жесть, а нам? да ну...

Джазатор - интереснейшее место, 200 км до ближайшего жилья, а красота там какая! Люди хорошие, казахи ли алтайцы - не знаю. Ещё туда хочу."

"Из Джазатора? Что то слабо загорели" - шутит кассирша кафе-столовой Телец (в Агаче). Мы молчим - рты заняты шурпой, глаза тарелкой с сервировкой, как это видимо принято во всех толковых едальнях, когда заказывая картошку с котлетой, на тарелке подают также нарезанные огурец, помидор и лист салата. Очень вкусно, все по настоящему: "No ГМО, No глюконат-натрия".

На заправке Саша замечает трех эндуристов. Подкатываю:

- Русские

- Ноу, Но Рашн.

- ВеРаЮ фром?

- Ингланд...

Два месяца в пути. Чувствуется - уже слегка дезориентированы в плане что спрашивать/о чем говорить, что нужно/чего хотят. Еще два месяца планируют ехать. Путь в сторону Магадана через Монголию. На четерехсотках. В двух словах рассказываю откуда едем. Интересуются - "оффроад?". Спрашиваю все ли в порядке, предлагаю записать телефон, на случай, если будут обратно через Новосибирск. Охотно записывают, но денег на телефоне нет. Долго не задерживаемся, нам тоже сегодня еще пилить.

Саша - "Англичане очень похожи были (или стали) на наших, сильно потёртые Хонды, сумки, экип, рожи загорелые, не заговорили бы не понял, дорога всех делает одинаковыми"

В Тыдту-Ярык быстро собираем палатки и спальники, которые не брали в Джазатор, последний раз вдыхаем запах юрты, бросаем взгляды на прячущееся в тени "кибернетическое" (по стилю передвижения) горбатое создание и выбираемся на асфальт. Погода такая, что вкупе с наушниками под шлемом навевают мысли "жизнь хороша". Вершины открыты. Пейзажи, сменяющиеся один за другим, танцующие горы и пространства стирают слова из сознания, и вот ты уже представляешь, что серпантины едет не мотоцикл, а ты сам Ощущение полета и эйфории.

Пара остановок на водопой, у Васи есть силы и желание сгонять на водопад, пока мы с Саней в теньке протираем визоры и курим. Не доезжая до Чике-Таман ищем местечко под лагерь и находим укромное, облюбованное и коровами тоже, которых после наглых попыток отобрать сваренную лапшу и бублики пришлось ретировать. У Васи это последняя ночевка, завтра с утра он планирует домой в Новосибирск. Уже в сумерках он поехал прокатиться до перевала и чуть не словил корову, которая упражнялась в маневре "перехват наперерез с ускоренным выходом на траекторию движения цели".

Вася - "боялись медведя, а убить или покалечить может алтайская корова или теленок"

Саша - "Тот "мазут", что нам залили в Кош-Агаче, вместо 92го доставал конкретно. Мот больше 70ти не ехал вообще, закоптило нафиг чехлы на сумке за выхлопной, всё чёрное, а трасса там супер, соточку бы идти в своё удовольствие... разбавили 95м при первой возможности, сразу всё наладилось."


День 13. Проводив Васю в добрый пусть, собрали и свои пожитки. Сегодня мы уже никуда не торопимся. В запасе еще четыре дня, можно отдохнуть. Саня звонит знакомому, предлагается скооперироваться на Каракольские. Договорились встретиться через два дня в р-не Манжерка.

С коровами попрощались, перевалили перевалы и затяжные подъемы. Пообедали в закусочной, набили баулы съестным и поехали смотреть церковь (всем же понятно какую?). Бесцеремонной ходьбой под лязг доспехов пошугали зевак на тропе, затарились медовухой и к шести вечера облюбовали местечко с соснами по типу "бансаи".

Утром разбудили бурундуки, что-то ворующие из под полога палатки. Вечером встречаемся с Сергеем, надо бы чем то день занять. По дороге на Ороктойский мост набираем воды в водопадике, не забывая отметить предприимчивость местных цыган, установивших пророческие табло. На ороктойском взяли кэшерский тайник и поехали к предполагаемому месту встречи. Место под Манжерком, рядом с трассой, но из-за крутого спуска к берегу машин не видно и практически не слышно - Катунь шумит сильнее. Здесь как то сразу не понравилось, но так условились. Течет река, по ней периодически проплывают экипажи сплавляющихся то с криками, то без. Светит солнце, загораем. Музыка звучит в наушниках. К восьми вечера и Сергей подтянулся на Серове. Поужинали и на боковую.

- Саня! Вставай! Моты пиздят!!! - крик Сергея из ночи.

По эмоциональной окраске даже сквозь сон понимаю, что не шутка. Выглядываю из палатки и отвратительнейшее чувство начинает звучать "это здесь и сейчас?, это наши моты спиздили или я просто смотрю не туда, где он стоял?". Нет Рейда и Джебеля. Сергей заводит Серова, устремляемся в темноту. Навстречу иркутские парни как раз по вопросу "что то здесь не так". Рейд далеко не увели, лежит на левом боку, Джебель маячит оранжевыми сумками где-то дальше. Деревенсккая шпана, не знают как заводится мотоцикл. Бред какой то. На кой черт нужны блокировки и сигнализация, если даже ключи додумались оставить в замке зажигания?! Потеряли бдительность выпускники степей Карагема. Как Сергей сквозь шум реки услышал, что отстегивают его сумку - для меня до сих пор загадка. Сумку к сожалению не спасли. Потери: фотоаппарат, дождевик и что-то еще. Покрехтели поохали, скучковали и заблокировали технику. Сашка невозмутимо отправился досыпать, очевидно приняв произошедшее за дурную шутку. Но и нас сон вскоре тоже свалил.

Утро окрашено серыми тонами, усиленно надуваемыми холодным ветром. Оперативно собираемся и сваливаем.

Саша - "Про этот эпизод даже вспоминать не хочу, ну олень я, короче. Вообще! - Ключ в замке. А есть ведь и сигналка и блокировка руля работает. На моё счастье, завести не смогли, а пытались - кнопка блокировки была нажата, утоплена. Она заедает, наверно у всех, и без сцепы он не заведётся, и датчик подножки ещё, и без прогрева вряд ли поедет да в гору. Всё это мне повезло, и что в гору на трассу там его не вытащить, даже в четвером, наверно. Это всё меня не оправдывает никак, просто повезло. А всего то - сигналка бы заорала, у меня там пъезосирена нехилая и рванули бы они...сюрьприиииз...

Не советую, в общем ночевать вне баз, категорически, нигде, даже на Укоке, да и на базе не расслабляться, там, похоже, реально банды организованные вдоль трассы катаются, как на работу и по лагерям шарят. А народу там тьма, и все пьяненькие, расслабленные, бывало, в других местах и кроссовки из тамбура палатки утащили, и спальник с пустым рюкзаком из палатки увели пока купались, но не там, теперь всё...

Плохо так спать - отдыхать, не уютно, хуже медведя..."

Саша - "На Каракольские мы так и не прорвались, в этот раз. Заблудились в тайге, выбранная дорога постепенно сошла на нет, превратившись в конную тропу, с множеством упавших стволов поперёк, сильно пересёчённая местность, густая, заболоченная тайга, дождь. Выдохлись. Время вышло. Вернулись. Выбрались, вырвались.

На Каракольских я уже был, в прошлом году. Причём "в лоб" с Элекмонара, дорога там очень, очень трудная, разбита уазиками и более тяжёлой техникой напрочь. Множество бродов, колеи в полметра, крутые каменистые подъёмы, тайга. Спускались тогда более лёгкой дорогой "по хребту" в деревню Урсу-Аспак, как-то так. А в этом году пытались там заехать.

С Элекмонара больше ни за что не поеду, там нужен "боевой" кросс, без груза, и опыт соответствующий и склонность к такой езде. Не, не моё.

А после того, что мы видели уже в этом году - Каракольские как-то уже не то. Спустились в общем, помылись в Горно-Алтайске, ночь на базе, с баней и всё такое. Электрика у меня начала глючить напрочь, приборка отключалась вообще, стартер не работал, фара не горела. Предохранитель оказался подплавлен, заменил, пошевелил контакты, всё заработало. Сырость, думаю, после такого количества бродов, грязи и дождей...

Потом меня ещё хватило добраться домой кружным путём, через трассу Алтай-Кузбасс, Белово, Ленинск. Где то 650 км за день, крутил соточку, с трудом сдерживаясь. Мот хорошо идёт где то 85-90 на звёздах 15-46, потом уже ревёт, и масло кушает, литр мотюля 7100 ушёл на доливку за 3600 км нашего пути.

Трасса Алтай-Кузбасс - так себе, довольно скучная и уже подубита. Ленинск я вообще ненавижу, можно было объехать, да бензин кончился. На резерве дотянул до Белово, а там уже и смысла нет.

Навигатор вывел меня в какое-то "Полысаево" потом Ленинск и Новосибирск. К 10 вечера всё, дома.

Джебель прекрасно себя показал, ну не очень в гору, даже на 13-46, ну по трассе да 120 с трудом, но это всё с грузом. Зато надёжен и универсален. Масло кушал, но если не "крутить" на пределе, то нормально. Дома от замены до замены езжу. Электрика подглючивала, надо пройтись пропаять ещё.

Из потерь - левая пассажирская подножка, там резьба в аллюминии, дохлая, не я один теперь только с правой езжу.

Защиту руля разломал окончательно, долго жила, столько падений выдержала за два сезона. Выгибал-выгибал, сломалась.

Потерял накладку-крышечку от шлема, нового. Шлем очень нравится, "Шарк эволайн 3" по мне так идеал для путешественника.

Гармин монтана выдержал всё и не подвёл ни разу, гопро2 - кончилась, но отработала прекрасно. Я её крепил за бугель фары спереди и подвёл питание от прикуривателя. Батарея её слабая. Бокс просверлил и воткнул мини-усб, провод зарядки цеплял резинкой, что б не выпадал. Он в итоге разломал разъём питания в камере, да и ладно, закажу AEE SD21, попробую.

Но у меня 100 гигов видео с этой поездки с гопро! Буду фильм делать.

Сумки выдержали, но надо чуть доработать.

Топорик сломали, нож складень убил, но это мелочи.

Команда у нас сложилась прекрасная. Спасибо ребятам, без них ничего бы не было.

Но не знаю когда теперь на Алтай вернусь, на Укок надо съездить. там недели хватит.

А вообще хочу в Крым, но не в этом сезоне, будем думать."





Благодарим сайтДжебель-Клуб за возможность общения с прекрасными людьми.